Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
короткое правило, такое короткое, чтобы тебе голодно было после него, и в те
дни, когда оно тебя насытит, перекрестись и будь доволен: ты помолился всей
душой Богу, твоя душа сегодня была не очень-то емкая, но ты всю твою душу излил
перед Богом, и всю твою душу заполнила Божия благодать. Но если, когда ты
кончишь это правило, тебе еще голодно и ты хотел бы помолиться еще Богу, тогда
так поступи. Скажи: «Господи, я еще хочу с Тобой поговорить»,— и скажи
Ему все, что у тебя на душе, все, что тебе хочется от себя сказать, не
словами святых, а своими, может быть, жалкими, а может быть, очень глубокими
словами. И остановись раньше, чем почувствуешь: устал, довольно! Если так
учиться молитве, то вы увидите, как легко и отрадно молиться и как постепенно
слова оживают, получают новый смысл, новую глубину и делаются радостью, вместо
того чтобы быть задачей.
Я думал, что кончил свой ряд бесед о молитве, но мне было поставлено
несколько вопросов, которые так связаны с тем, что я говорил и чего не
досказал, что я хочу и эту беседу посвятить молитве. Я постараюсь не повторять
того, что уже говорил, а если нужно, только намекнуть на это.
Первый вопрос, который мне был поставлен, относится к слову «встреча». Я
сознаю, что часто употребляю это слово по отношению к молитве, говорю, что в основе
своей молитва— это встреча с Богом. Разумеется, и между людьми встреча
является основным элементом, потому что если два человека друг с другом
общаются и расходятся, как в море корабли, если два человека друг с другом
говорят и не находят общего языка, один не понимает, о чем идет речь, когда
другой говорит о самом сокровенном, то, конечно, нет встречи. Ведь встреча
бывает между людьми только тогда, когда между ними устанавливается какая-то
связь. И первый вопрос встает такой: что мне мешает войти в какой-то контакт с
человеком, с которым я просто нахожусь? Даже не обязательно с человеком,
который мне специально интересен или дорог, а просто с человеком? Это
очень важный момент. Отдаем ли мы себе отчет в том, что всякий человек,