Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

подвигах, но о том, как мы проходим мимо друг друга. Одна из причин, как мне кажется,

почему мы не умеем встретить человека, заключается в том, что мы или так заняты

собой, что не замечаем человека, или что каждый человек для нас представляет в

какой-то мере задачу или угрозу. Когда я был мальчиком, в трудных

обстоятельствах жизни ранней эмиграции, я переживал людей как опасность. Мне

казалось, что весь мир— это джунгли, населенные дикими зверьми, которые

все готовы меня растерзать, и единственная возможность прожить в этих

джунглях— стать бесчувственным, каменным. Только когда мне открылось

Евангелие (мне тогда было четырнадцать лет), вдруг у меня переменилось

отношение к окружающему миру. Я помню, как, прочитав первые страницы Евангелия

и пережив нечто, чего я никогда в жизни не переживал, я потом сидел некоторое

время и думал: «Если Бог так любит всех, то для того чтобы быть с Ним, я должен

быть готовым так любить людей, как Он, и что бы они мне ни сделали, я буду их

любить. Пусть они меня растерзают, пусть они меня отвергают, а я буду их

любить, потому что я хочу быть с Богом!» Это был детский подход, может быть,

детская реакция, но вместе это говорит о том, что мне мешало в людях,

которые вокруг меня были, видеть людей и переживать их как братьев, как сестер,

как людей, которые нуждаются, может быть, во мне, которые могут быть страшными,

а вместе с этим— которых я могу не бояться. В чем же было дело? В том,

что средоточие было на моей личности.

И мне кажется, что часто мы не можем встретить друг друга (я сейчас говорю

не о Боге, а о человеке), потому что так заняты собой, что не видим другого. Мы

находимся с человеком, он с нами говорит, и мы не слышим того, что он говорит.

Не только потому, что думаем свои думы, а потому, что, пока он говорит свое, мы

думаем: что я могу на это ему возразить, как я могу отозваться, как могу ответить

ему? И в результате мы не слышим его слов, а только ищем ответ на слова,

которые мы пропустили мимо ушей.

Но относится ли это каким-то образом к Богу? Конечно же, потому что мы к