Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Но если мы употребляем слова святых, мы должны постепенно сделать их своими.

Если они остаются только словами, которые мы повторяем, это еще не наша

молитва. Мы должны постепенно научиться тому, что вложили святые в эти слова:

тем мыслям, той вере, тем чувствам, той решимости, которую эти слова содержат.

И для этого нам надо задумываться над тем, что значат эти молитвенные слова.

Когда я говорю: Господи— что я этим хочу сказать? Является ли это

просто «кличкой», которая принадлежит Богу, значит ли это только, что, хочу я

того или нет, Он все равно Хозяин моей жизни? Или значит: из всех господ на

земле и на небе я Тебя выбрал своим Господом, Хозяином всей моей жизни, Тебя

зову своим Господом, потому что я Тебя избрал, так же как Ты в свое время меня

избрал? Так надо продумывать каждую молитву, которую мы произносим, чтобы

каждая молитва была правдой для нас, не только повторением опыта святых, а

приобщением к этому опыту. И это дело целой жизни. Но это дело надо начинать

теперь, сразу, не откладывая. И для этого надо продумывать слова просто в их

объективном значении, продумывать, что эти слова для нас значат, ставя вопрос:

а что я о них знаю на опыте по отношению к Богу? Тогда каждое слово молитвы

постепенно приобретает жизненность, какую-то взрывчатую силу, и когда мы эти

слова произносим, они нашу душу взрывают, озаряют ее, дают ей импульс, толчок и

нас приобщают к опыту этого святого и к тому, что стоит за этим опытом: к Богу.

Я не могу сейчас задержаться на множестве слов, о которых хотел бы

как-нибудь при случае поговорить, но хочу остановиться коротко на словах

Иисусовой молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного.

Эти слова родились в монашеской традиции и перешли очень широко в православный

мир. И мне кажется, что нам надо знать, как их употреблять.

Центр этих слов— имя Иисуса Христа. И к этому относится то, что я

только что сказал: слово должно иметь взрывчатую силу. Если я говорю «Иисус»

только как «название», это фактически правда, но до меня не доходит. Вы,

наверное, знаете, как бывает, когда мы думаем о людях. Мы думаем о чужом