Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
на том пути, на который прежде нас вступил Тот, Кого мы любим больше
всего— Христос,— куда вступили все те, кто нам действительно дорог
и уже ушел от нас. Вы, вероятно, помните место из «Спящего Вооза» Виктора Гюго:
Но, разлученные, мы с нею слиты все же:
Она во мне жива, а я почти мертвец44.
Вот куда приводит нас смерть каждого человека, который нам дорог. Мы все
меньше привязаны к временному, то есть, в конечном итоге, к призрачному, и все
больше должны укореняться в вечном и незыблемом. И когда имя любимого—
Иисус Христос, если Он— Муж скорбей, Тот, Который нас так возлюбил, что
умер за нас и захотел— Он, сама Жизнь— умереть нашей смертью, чтобы
влить в нее Свою жизнь,— может быть, тогда мы начинаем понимать, хотя бы
отдаленным чутьем, как святые могли забыть все, отрешиться от всего,
оторваться, освободиться и жить дальше на этой земле свидетелями Вечной Жизни,
уже опытно им известной, с полнотой, которая нам недоступна.
Конечно, слово «любовь» мы употребляем на тысячу ладов и большей частью
неуместно. Мы произносим: «Я люблю клубнику со сливками»— так же легко,
как говорим: «Я люблю тебя»— Богу или той, которую мы избрали. Однако во
всех этих случаях значение слова «люблю» совершенно различно. Оставим пока
клубнику со сливками, оставим и Бога: подумаем о человеческих отношениях. Как
часто, когда мы говорим «Я тебя люблю», «я»— огромно, «тебя»—
совсем маленькое, а в «люблю» нет ничего динамичного. Можно было бы, вопреки
грамматике, сказать, что это простой союз или, вернее, крючок, который
позволяет огромному «я» подцепить и держать в плену то малюсенькое «тебя»,
которое имеет несчастье «быть любимым». Как часто в семьях, в человеческих
отношениях, в порыве честности или при вспышке досады мы бываем готовы сказать:
«Люби меня поменьше! Дай мне свободу, дай мне покой, дай мне быть самим собой,
я хочу дышать, я— пленник твоей любви». Начиная с этого малого, убогого
уровня мы можем расти, мы можем через все углубляющиеся, утончающиеся,