Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Когда я был юношей, я сделал попытку молиться Иисусовой молитвой и пробовал

молиться так, как прочел в той или другой книге: много подряд, много, много, много…

И пришел момент, когда вдруг я почувствовал, что больше не молюсь, что слова в

моей голове вертятся без всякого чувства и я не могу от них оторваться, что это

дурман, а не молитва. И тогда я себя заставил перестать молиться, потому что

это была уже не молитва, а, как я сказал, дурман. После этого, поговорив со

своим духовником, почитав Иоанна Златоуста и других (у Феофана Затворника это

ясно сказано), я обнаружил, что самое простое— это стать перед Богом в

сознании, что Он невидимо, неощутимо здесь есть, что Он может явиться мне

ощутимо (я говорю не о видениях, а о внутреннем ощущении) и что Он слышит то,

что я говорю. И сосредоточивая внимание на словах, переживая Его Имя как самое

дорогое, как святыню, я могу сказать: Господи Иисусе Христе (то есть:

Посланник Божий), Сыне Божий (Бог, Сын Небесного нашего Отца, Который

стал Сыном Человеческим), помилуй меня, грешного. Причем вкладывая в

слова реальный смысл. Мы часто думаем о слове «помилуй» в каком-то

законническом смысле: не гневайся, прости, на деле же слово «помилуй» значит

приласкай, будь мне мил, прояви ко мне нежность и любовь и спаси меня,

грешного. Если мы думаем о помиловании только в плане, как бы Он нас не осудил

и не наказал, это законническое отношение. И совсем другое дело, если мы думаем

о помиловании: Господи, я к Твоей любви обращаюсь, к верности Твоей

ласки обращаюсь, прояви Твою ласковую любовь, согрей меня, я грешный…

А «грешный» мы часто определяем опять-таки законническим образом: дескать,

мы нарушили ту или другую заповедь и за это достойны наказания. Это не так. Да,

мы нарушили не только ту или другую, но множество заповедей, но не в наказании

дело. Ребенок провинился, его наказали, и он чувствует по отношению к

родителям: я был непослушен, меня наказали и теперь мы квиты. Такие отношения с

Богом неприемлемы, невозможны. В одном раннехристианском произведении образно

говорится, что грех— это состояние человека, который из Божией области