Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

А «грешный» мы часто определяем опять-таки законническим образом: дескать,

мы нарушили ту или другую заповедь и за это достойны наказания. Это не так. Да,

мы нарушили не только ту или другую, но множество заповедей, но не в наказании

дело. Ребенок провинился, его наказали, и он чувствует по отношению к

родителям: я был непослушен, меня наказали и теперь мы квиты. Такие отношения с

Богом неприемлемы, невозможны. В одном раннехристианском произведении образно

говорится, что грех— это состояние человека, который из Божией области

перешел в чужую область, в область без Бога. Это значит, что мы перешли грань и

больше не на Его территории, не с Ним, мы ушли в страну далече, о

которой говорит Евангелие (Лк15:13). И задача не в том, чтобы Он простил

нам, что мы живем в чужой стране, что мы больше не с Ним, а задача в том, чтобы

мы вернулись, перешли этот рубеж и вернулись в Божию область. И когда мы

говорим: я грешен, мы говорим: Господи, я мог бы (могла бы) быть с Тобой

вместе, все время, в одной области, а я выбираю столько других вещей, которые

Тебе чужды, которые были причиной Твоего распятия, которые являются причиной

моей растерянности, но они мне любы, они приятны, они мне дороги. Так что,

когда мы молимся Христу о том, чтобы Он нас помиловал, мы не молимся просто о

том, чтобы Он нас «простил»: ну, Бог с тобой, что от тебя ожидать другого. Нет,

мы говорим: Господи, не теряй ко мне той любви, которая Тебя побудила стать

человеком, которая Тебя побудила прожить мученическую жизнь на земле и

мученическую смерть принять ради меня. Вот Твоя любовь. Дай мне ее, Господи, и

дай мне ее увидеть так, чтобы моя душа была сотрясена и я уже не мог уйти во

страну далече!

***

В течение остающихся бесед я хочу сосредоточить наше внимание на некоторых

темах, связанных с сотворением мира и с тем, как Бог и мир соотносятся друг с

другом, не только человек, но весь тварный мир. И раньше всего мне хотелось бы

задуматься с вами над тем, что представляет Собой Бог как Творец: не Сам по