Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Тебе чужды, которые были причиной Твоего распятия, которые являются причиной

моей растерянности, но они мне любы, они приятны, они мне дороги. Так что,

когда мы молимся Христу о том, чтобы Он нас помиловал, мы не молимся просто о

том, чтобы Он нас «простил»: ну, Бог с тобой, что от тебя ожидать другого. Нет,

мы говорим: Господи, не теряй ко мне той любви, которая Тебя побудила стать

человеком, которая Тебя побудила прожить мученическую жизнь на земле и

мученическую смерть принять ради меня. Вот Твоя любовь. Дай мне ее, Господи, и

дай мне ее увидеть так, чтобы моя душа была сотрясена и я уже не мог уйти во

страну далече!

***

В течение остающихся бесед я хочу сосредоточить наше внимание на некоторых

темах, связанных с сотворением мира и с тем, как Бог и мир соотносятся друг с

другом, не только человек, но весь тварный мир. И раньше всего мне хотелось бы

задуматься с вами над тем, что представляет Собой Бог как Творец: не Сам по

Себе непостижимый в Своей таинственности, но по отношению к творческому

действию, которое вызвало из небытия все: все, что было и чего не стало, все,

что есть, и все, что будет.

Когда мы думаем о Боге, мы в Нем (я не делаю сейчас попытку дать полное

Троическое богословие) видим Три Лица. Когда говорим об Отце, мы с трепетом

предстоим перед Богом во всей Его глубине и непостижимости. Это Бог.

Другого слова у нас для Него нет. Это Тот, Который есть, без

прилагательных, без обстоятельств, которые Его привели бы к бытию: Он есть. Он—

самое бытие, и бытие не пассивное, не неподвижное, а бытие, которое является

одновременно Жизнью, полнотой движения. Он для нас непостижим в Своей глубинной

сущности, так же как для нас непостижим огонь в сущности своей. Мы его видим,

его ощущаем, но быть огнем мы не можем, и даже если мученики сгорали в

тварном огне, они приобщались только к тварному пламенению. Но Бог как огонь

непостижимый непостижим для нас до конца.