Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Потому что, пока мы воспринимаем вещи умом или внешним опытом, мы остаемся как
бы вне тайны. И тут нам надо понять роль Святого Духа. В Сыне нам открывается
как бы объективно мысль Божия. Во Святом Духе мысль Божия приобщается к нам,
она пронизывает нас. Я говорил раньше об огне. Огонь непостижим, но мы его
видим и познаем как бы вне себя, хотя познаем очень глубоко. И вместе с этим мы
не можем к нему приобщиться иначе как этим видением. Но огонь нас приобщает к
своей сущности тем теплом и жаром, который из него исходит. Этот жар,
это тепло пронизывают нас до самых глубин нашего естества и приобщают
нас к тому, Кто есть Бог.
Это приобщение— не только познание о том, каков есть Бог, это
приобщение нас делает как бы родными Ему. Когда мы пронизаны теплом, мы не
можем сказать, где начинается тепло, которое до нас донес огонь, и где
начинаемся мы. Тепло нас пронизывает, и мы приобщаемся к тайне этого тепла.
Таким образом, можно сказать, что, когда мы говорим об Отце, мы говорим о
бездонных, непостижимых глубинах Божиих, которые сами по себе постичь не можем.
Бог открывается нам через слово Откровения и через творческое Слово. Слово
творит целый мир, в котором мы можем прочесть тайну о Боге как о Творце, о
Промыслителе, как о Том, Кто нас любит. И Он нас настолько любит, что не
только Себя открывает через Слово, но Духом Святым приобщает нас Себе Самому.
Как это дивно! И как трепетно думать, что мы знаем Бога не только вне себя, но
действием Божиим постигаем Его в наших собственных глубинах.
В конце первой главы книги Бытия говорится о сотворении человека
(Быт1:26—27). Я к этому еще вернусь, но сейчас хочу сказать, что, когда человек
был сотворен, Бог вдохнул в него Свое дыхание, и человек весь пронизан дыханием
Божиим. Объяснить это, я думаю, никто до сих пор не сумел, но это значит, что
Бог Себя как бы влил в человека и человек неразлучно соединен с Богом. Я говорю
«неразлучно», потому что на поверхности он может грешить, может отпадать, может
о Боге забыть, может Его отрицать, но не в глубинах своих. Как сказано в