Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

совершить. И отвечал Другой: да будет так, Отче, да будет воля Твоя. И посем

создася Адам271.

Это говорит о том, что сотворение человека является изумительным даром

Божественной любви. Но я имею в виду не только человека, а говорю о всем том,

что создал Господь: к этому я опять-таки вернусь. В Катехизисе святителя

Филарета говорится, что Бог— Существо «вседовольное»272. На русском теперешнем языке это звучит

странно, будто Он «доволен всем». Но не в этом дело. «Вседовольный» на

славянском языке значило, что у Него нет ни в чем недостатка, Он Сам есть

полнота и обладает всей полнотой, и ничего к Его бытию нельзя прибавить:

Он— все. И когда Бог решает сотворить мир и, в частности, человека, Он

решает создать целый мир вещества и существ, с которым Он разделит все, что у

Него есть, все Свое бытие, все Свои глубины, всю Свою неизреченную красоту. Бог

решает положить на все, что Он создал, такую печать, которая все делает родным

Ему. Эта связь между Богом и человеком не прерывается никогда. Грех, зло не

могут победить Бога, хотя человеческий грех и зло внесли, и продолжают вносить,

и еще могут внести трагедию в мир, и в первую очередь— трагедию отпадения

и отчуждения от Самого Бога. Но Бог нам все дает, Он Всего Себя нам

дает. Мы можем Его принять и можем не принять, но дар нам предложен, и больше

того, дар нам сообщен. Как уже говорилось, Бог Своих даров никогда не отнимает:

вспомните такую глубокую притчу о возвращении блудного сына, которого отец

готов принять только как сына (Лк15:21—24).

И Отец, Бог наш, сотворил целый мир, сотворил его совершенным, без пятна и

порока, но человек своим грехом оторвал его от Бога, осквернил, изуродовал, и

Христос пришел его вернуть к Отцу. Здесь надо сделать некоторое различение, в

зависимости от того, говорим ли мы о сотворении остального тварного мира или о

сотворении человека. Начнем с тварного, с вещественного мира, мира видимого и

невидимого, потому что мы знаем теперь, что не только видимое существует, но

существует столько нам невидимого: цвета, которые мы не видим, звуки, которые