Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

как бы себя создать. Потому что Бог создает тварь свободной, Он создает тварь

способной быть самой собой, Он не насилует ее. И Дух Святой дышит над этой

тварью, и постепенно тварь начинает приобретать формы, приобретать образ.

Божественные энергии, то есть сила Божественная, пронизывают все Богом

сотворенное, постольку поскольку тварь способна воспринять эти энергии. И

мало-помалу все рождается, постепенно возрастает, но в полной красоте, в полной

гармонии, до момента, когда падение человека разрушит эту красоту.

И в какой-то момент Бог берет глину, пыль земную и из нее творит человека.

Почему, в чем тут дело? Потому что человек Богом призван быть вождем всей твари

в богопознание и в полноту бытия, в полный расцвет бытия, и для этого человек

должен быть сродни всей твари. Он не самая совершенная обезьяна в том смысле,

что тогда он был бы сродни только некоторым тварям. Как пыль земная, как глина,

о которой говорит Священное Писание, он сродни всему созданному: земле, и небу,

и солнцу, и луне, и звездам, и ветру, и растениям, и животным, которые все

вызваны к бытию действием Святого Духа и призывом Христа Спасителя, Сына Божия,

Слова Божия. И потому что он сродни всякой твари, всякая тварь в нем себя может

узнать, как всякая тварь позже узнала во Христе себя самое исцеленной,

достигшей совершенства.

Но пока речь идет не о совершенстве, потому что человек, Адам и Ева, еще не

достигли своей полноты. Как говорят некоторые из отцов, вначале человек был

невинен, и его задача состояла в том, чтобы вырасти в святость. Он был невинен

в полной чистоте своей тварности и приобщенности к дыханию Божию, и в

способности воспринять Духа Святого, и в возможности быть в свое время местом

воплощения Сына Божия. Человек был призван быть вождем для всей твари, потому что

ему была дана приобщенность к Богу, дыхание Божие в нем было положено и никогда

не отнималось. Он познавал Бога непосредственным образом, как никакая тварь в

полноте не могла Его воспринять, и должен был вести тварь от одной меры в

другую, так чтобы вся земля, все небо, все Богом сотворенное приобщилось Богу,