Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

в полной чистоте своей тварности и приобщенности к дыханию Божию, и в

способности воспринять Духа Святого, и в возможности быть в свое время местом

воплощения Сына Божия. Человек был призван быть вождем для всей твари, потому что

ему была дана приобщенность к Богу, дыхание Божие в нем было положено и никогда

не отнималось. Он познавал Бога непосредственным образом, как никакая тварь в

полноте не могла Его воспринять, и должен был вести тварь от одной меры в

другую, так чтобы вся земля, все небо, все Богом сотворенное приобщилось Богу,

было пронизано Божественной благодатью Святого Духа, было приобщено тайне

воплощения Сына Божия, чтобы вся тварь земная, глядя на Христа, видя Его тело,

Его телесность, с изумлением могла сказать: ведь это я! Это я— не в том

смысле, что каждая тварь и все твари являются Сыном Божиим, но в Его телесности

всякая тварь могла узнать себя приобщенной к Богу.

Мне хочется продолжить сегодня беседу, которую мы начали прошлый раз,

размышлением над тем, каким образом Бог связан со Своим творением. Большей

частью мы думаем о том, как Бог связан с человеком, с исторической судьбой

мира, но мы мало думаем о том, каким образом в течение тысячелетий истории

этого мира и вещественного, и духовного Бог связан с миром. И вот мне хочется

некоторые моменты выделить, чтобы над ними подумать.

Я говорил уже о том, как в начале книги Бытия нам сказано, что Бог

сотворил небо и землю и что земля была безвидна, и Дух Божий носился над

водами (Быт1:1—2). «Безвидна» значит, что она была сплошной

возможностью, еще не осуществленной. Это тот же самый смысл, который в

еврейском языке вложен в слово, переведенное на некоторые современные языки как

«хаос»: хаос не как разруха, а как совокупность всех еще неосуществленных

возможностей. И с самого первого мгновения тварь связана с Богом. С одной

стороны, она появляется на свет через державное творческое слово Божие—

слово, которое звучит и приводит из небытия все, что стало быть, но не в

оформленном виде, а как возможность. Это слово— творческое Слово, Сын