Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
возможностью, еще не осуществленной. Это тот же самый смысл, который в
еврейском языке вложен в слово, переведенное на некоторые современные языки как
«хаос»: хаос не как разруха, а как совокупность всех еще неосуществленных
возможностей. И с самого первого мгновения тварь связана с Богом. С одной
стороны, она появляется на свет через державное творческое слово Божие—
слово, которое звучит и приводит из небытия все, что стало быть, но не в
оформленном виде, а как возможность. Это слово— творческое Слово, Сын
Божий. И мир рождается от этого зова. Это не приказ в том смысле, что отношения
между Богом и тварью не могут быть рассмотрены как отношения Властелина с
подвластным, это зов любви. Из цитаты, которую я вам вычитывал прошлый раз, явно,
что Бог— потому что Он есть любовь, любовь неизреченная, неизглаголанная,
бесконечная— хочет разделить со Своей тварью все то, что у Него есть, и
больше того: приобщить всю тварь тому, чем Сам является, Кто Он есть, так,
чтобы, как говорит апостол Павел, в конечном итоге Бог стал всем во всем (1Кор15:28)
или, употребляя слова отца Сергия Булгакова, чтобы был осуществлен не пантеизм
в том смысле, что не все должно стать богом, но панэнтеизм, то есть творение, в
котором Бог присутствует и действует, пронизывая все275.
Но, с другой стороны, в этом отрывке Священного Писания, начале Ветхого
Завета, явно, что над тварью, которая вызвана криком любви, зовом любви Божией,
желанием Бога отдать Себя этой твари, чтобы она разделила с Ним вечное
блаженство, дышит Святой Дух, Который приобщает ее к жизни, к способности
становления, Который вызывает в твари возможности, каких она, может быть, в тот
момент даже не подозревает. Он помогает ей становиться всем тем, чем только она
может стать, но не по принуждению, не насильственно, а потому, что под дыханием
Святого Духа, Который есть Дух жизни, она будет становиться всем тем, на что
способна. С первого мгновения любовь Божия приобщает новорожденную тварь через
Сына и через Духа к вечной жизни. Как говорится опять-таки в Священном Писании,
дары Божии неотъемлемы (Рим11:29), и поэтому то, что Бог сейчас