Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
или, употребляя слова отца Сергия Булгакова, чтобы был осуществлен не пантеизм
в том смысле, что не все должно стать богом, но панэнтеизм, то есть творение, в
котором Бог присутствует и действует, пронизывая все275.
Но, с другой стороны, в этом отрывке Священного Писания, начале Ветхого
Завета, явно, что над тварью, которая вызвана криком любви, зовом любви Божией,
желанием Бога отдать Себя этой твари, чтобы она разделила с Ним вечное
блаженство, дышит Святой Дух, Который приобщает ее к жизни, к способности
становления, Который вызывает в твари возможности, каких она, может быть, в тот
момент даже не подозревает. Он помогает ей становиться всем тем, чем только она
может стать, но не по принуждению, не насильственно, а потому, что под дыханием
Святого Духа, Который есть Дух жизни, она будет становиться всем тем, на что
способна. С первого мгновения любовь Божия приобщает новорожденную тварь через
Сына и через Духа к вечной жизни. Как говорится опять-таки в Священном Писании,
дары Божии неотъемлемы (Рим11:29), и поэтому то, что Бог сейчас
предлагает и дает, никогда не было отнято и не будет отнято у твари. Тварь
после падения человека прошла через трагедию, но она осталась мученицей и
неоскверненной. Как пишет святой Феодор Студит (я часто цитирую эти его слова),
тварь невинна, тварь не согрешила против Бога, она является жертвой
человеческого падения.
Это первое, что мы знаем: тварь связана с Отцом державным Словом, Которым
является Сын, и животворным Действием, Которым является Святой Дух. Эта связь
между вещественной тварью и Богом ничем не разрушается. Отношения между тварью
и Богом не перестают быть такими, какими они были задуманы Самим Господом. И
если мы посмотрим на историю творения, то увидим, как это действительно
выражается в судьбе всех тварей.
Как заключение, как завершение творческого акта Божия появляется человек. Но
тут следует отметить— и это мне кажется очень важным,— что человек
создан из земли, перстным (Быт2:7). Тем самым он сродни всякой