Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

мироздании, вместе с другими ангелами, которые выросли в мою меру. Зачем нам

Бог, когда мы сами сияем тем же светом? И в этот момент они отпали от Бога. В

этот момент Божий свет в них потух, остались только твари, которые могли бы

покаяться,— чего они не в состоянии были в тот момент сделать, увлеченные

собственной красотой, полученной ими от Самого Бога, отражавшей Божественную

красоту и сияние. И они отпали и стали темными силами. Вот эти темные силы и

положили начало падению человека.

В библейском рассказе мы видим, что Бог определил человеку два пути для

полного его возрастания: один путь— прямой, безгрешный, подлинный. Это

было приобщение к Богу Самому, приобщение к Его премудрости, такое глубокое

приобщение, что человек мог познавать все, что создал Бог, не просто своими

догадками, а приобщенностью к Божественной премудрости. Призвание человека было

так приобщиться Богу, так соединиться с Ним, чтобы Божественная премудрость в

нем жила, в нем выражалась, его питала, ему раскрывала все тайны бытия.

Премудрость Божия, принятая в любви и в поклонении Самому Богу, в

послушании— в том смысле, в каком я ранее пробовал описать послушание, то

есть в способности так молчать, чтобы слышать голос Божий в себе, который все

перед нами раскрывает. И другой путь— это путь познания тварного мира на

уровне этого мира и его тварного состояния, путь как бы естественного познания,

познания мира, который сродни человеку, потому что человек своей телесностью,

своей материальностью, даже своей душевностью приобщен к созданному миру. Вне

Бога полного познания невозможно было получить, но какое-то изначальное познание

можно было уловить; и вот на этом темные силы и уловили человека.

В Библии сказано, что в раю было два дерева: древо жизни и древо познания

(Быт2:9). Древо жизни как бы образно указывает на приобщенность человека

Богу, такую приобщенность, что он питался всем Божественным и в Боге все видел,

как бы изнутри Божией премудрости глядел на все создание и видел это создание,

как его видит Бог. А древо познания нам дает возможность глядеть на все Богом