Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Бога полного познания невозможно было получить, но какое-то изначальное познание

можно было уловить; и вот на этом темные силы и уловили человека.

В Библии сказано, что в раю было два дерева: древо жизни и древо познания

(Быт2:9). Древо жизни как бы образно указывает на приобщенность человека

Богу, такую приобщенность, что он питался всем Божественным и в Боге все видел,

как бы изнутри Божией премудрости глядел на все создание и видел это создание,

как его видит Бог. А древо познания нам дает возможность глядеть на все Богом

созданное, дивиться красоте, премудрости, познавать многие тайны, которые

заложены в творении, но ограниченно, не так, как их можно познать через

приобщение к Богу. Оно не дает возможность видеть вещи так, как их видит Бог, а

только изначально бороться, чтобы достичь этого видения.

Большей частью, когда мы слышим о падении человека, нам это представляется

окончательной катастрофой. Человек отвернулся от Бога и выбрал путь

естественного познания. Но не так об этом думает святой Ириней Лионский,

который был учеником святого Иоанна Богослова. Он говорит, что и тут человек не

был оставлен Богом, что человек не был присужден навсегда блуждать во тьме, не

зная, не познавая того мира, в котором он создан. Он говорит, что это трудный

путь, но что, вглядываясь, вдумываясь, вживаясь в тот мир, которому мы

принадлежим— потому что он Божий, потому что в нем сияет Божий

свет, потому что на нем запечатлена Божественная премудрость,— человек

может постепенно раскрывать эту премудрость, понимать Бога через Его творение,

до момента, когда, дойдя до предела возможного естественного познания, он

открывается к познанию Божественному. Тогда он оставляет свои попытки познать

естественным умом то, что сотворил Бог, и останавливается в молитве, в

поклонении, в молчании, в созерцании Бога. Так что даже падение, в

представлении святого Иринея Лионского, не является окончательной катастрофой,

не является концом судьбы человека. Но тот путь, который мог бы быть путем

прямого непрерывного светоносного восхождения и углубления в тайны Божии,