Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

«она», и в результате начались между ними отношения, которых вначале не было.

Бог говорит— с болью, с грустью, не как заповедь, не как наказание, не

как угрозу,— что у жены будет теперь влечение к мужу, а муж будет

властвовать над ней (Быт3:16). Это было не наказание, это был болезненный

крик Божий: смотрите, что между вами случилось! Вас соединяла, делала едиными

любовь— и она исказилась! Любовь, соединяющая двух так, что они делаются

едиными,— это и есть чудо Божественной любви, вливающейся в твари

и соединяющей их, пусть не до такой меры, как они были едины вначале, потому

что этого можно достичь только путем громадного подвига личного и подвига всего

человечества до конца мира. Теперь же между мужчиной и женщиной осталась связь

в форме влечения, в форме власти. Это несчастье, но через него в какой-то мере

сохраняется в падшем мире единство, которое иначе было бы до конца разрушено.

Но тут мне хотелось бы отметить два момента. Первый момент тот, что даже в

Церкви— в Церкви, какой мы ее знаем,— не превзойден грех и не

превзойдена рознь, разделение между людьми. Вы наверно помните слова, которые

читаются во время брачной службы, что брак между мужчиной и женщиной подобен

соотношению Христа и Церкви (Еф5:25—33). Христос— Бог, ставший

человеком, полнота Божества, влившаяся в неоскверненную тварность,

Церковь— общество людей падших и вместе с этим освященных. Если не

обращаться к определениям катехизиса, то можно сказать, что Церковь— это

чудо воссоединения Бога и человека, и через это воссоединение открыта дверь для

всей твари к возвращению в райское состояние. Церковь— это общество,

превосходящее человечество, потому что первый Член Церкви— Господь Иисус

Христос, Тот, Которого апостол Павел называет: Человек Иисус Христос (Рим5:15).

Он— Человек в полном смысле слова, Он носитель плоти нашей, Он носитель

души человеческой; и плоть, и душа эти пронизаны до самых глубин неограниченно

Его Божеством. И первый Член Церкви— это Господь Иисус Христос, жизнь

Церкви, Божественное дыхание в Церкви— это Святой Дух, благодатью и силой