Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
«она», и в результате начались между ними отношения, которых вначале не было.
Бог говорит— с болью, с грустью, не как заповедь, не как наказание, не
как угрозу,— что у жены будет теперь влечение к мужу, а муж будет
властвовать над ней (Быт3:16). Это было не наказание, это был болезненный
крик Божий: смотрите, что между вами случилось! Вас соединяла, делала едиными
любовь— и она исказилась! Любовь, соединяющая двух так, что они делаются
едиными,— это и есть чудо Божественной любви, вливающейся в твари
и соединяющей их, пусть не до такой меры, как они были едины вначале, потому
что этого можно достичь только путем громадного подвига личного и подвига всего
человечества до конца мира. Теперь же между мужчиной и женщиной осталась связь
в форме влечения, в форме власти. Это несчастье, но через него в какой-то мере
сохраняется в падшем мире единство, которое иначе было бы до конца разрушено.
Но тут мне хотелось бы отметить два момента. Первый момент тот, что даже в
Церкви— в Церкви, какой мы ее знаем,— не превзойден грех и не
превзойдена рознь, разделение между людьми. Вы наверно помните слова, которые
читаются во время брачной службы, что брак между мужчиной и женщиной подобен
соотношению Христа и Церкви (Еф5:25—33). Христос— Бог, ставший
человеком, полнота Божества, влившаяся в неоскверненную тварность,
Церковь— общество людей падших и вместе с этим освященных. Если не
обращаться к определениям катехизиса, то можно сказать, что Церковь— это
чудо воссоединения Бога и человека, и через это воссоединение открыта дверь для
всей твари к возвращению в райское состояние. Церковь— это общество,
превосходящее человечество, потому что первый Член Церкви— Господь Иисус
Христос, Тот, Которого апостол Павел называет: Человек Иисус Христос (Рим5:15).
Он— Человек в полном смысле слова, Он носитель плоти нашей, Он носитель
души человеческой; и плоть, и душа эти пронизаны до самых глубин неограниченно
Его Божеством. И первый Член Церкви— это Господь Иисус Христос, жизнь
Церкви, Божественное дыхание в Церкви— это Святой Дух, благодатью и силой