Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

лишь забыв о ней.

В Евангелии мы не раз видим, как Христос совершает чудеса в субботний день.

Поступает ли Он так, чтобы вызвать соблазн, чтобы создать неприемлемую

ситуацию? Или— в целях Божественного научения? Мне кажется, седьмой

день— суббота является тем, что один католический богослов назвал «днем

человека». В седьмой день Бог почил от всех дел Своих, но Он поручил человеку

завершить Его дело творения, привести весь тварный мир к полноте Восьмого Дня,

то есть грядущего Царства. И Иисус, истинный Человек, становится «Господином и

субботы» и призывает нас войти в этот «день человека» людьми Восьмого Дня. Он

призывает нас знать среди этого исторического времени, которое многим

кажется полумраком, где идут ощупью, Он призывает нас быть, и не в

прошлом, и даже не в настоящем,— а в будущем. Наше дело, дело

христиан,— завершить субботу. Ради этого Сын Человеческий и становится

Господином и субботы. Это наше делание, это наше призвание подразумевает

ответственность на всех уровнях: свершение нашего человеческого призвания, личного

и коллективного, по отношению к Богу, по отношению к миру человеческому

(кажется, Ламенне сказал, что христианин— это человек, которому Бог

поручил заботу о других людях), свершение его по отношению ко всему земному

космосу, всему громадному творению. Бог вручил нам Свою субботу. В

этой-то перспективе мы призваны быть живыми, воскресшими из мертвых; мертвыми

мы были и отчасти такими остаемся, воскресшими мы должны быть не в том смысле,

что смерть нас не коснется, а в том, что мы уже— за пределом разлуки от Бога,

за пределом разделения от людей, и что мы на земле, как община любви,—

эсхатологические свидетели, свидетели Царства, которое будет, которое уже есть

тайна Бога, ставшего всем во всем и во всех (1Кор15:28).

Ответы на вопросы

Значит ли, что отсутствие Бога есть отсутствие бытия? Можно ли сказать,

что одни войдут в вечное блаженство, а другие будут вечно страдать от