Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
лишь забыв о ней.
В Евангелии мы не раз видим, как Христос совершает чудеса в субботний день.
Поступает ли Он так, чтобы вызвать соблазн, чтобы создать неприемлемую
ситуацию? Или— в целях Божественного научения? Мне кажется, седьмой
день— суббота является тем, что один католический богослов назвал «днем
человека». В седьмой день Бог почил от всех дел Своих, но Он поручил человеку
завершить Его дело творения, привести весь тварный мир к полноте Восьмого Дня,
то есть грядущего Царства. И Иисус, истинный Человек, становится «Господином и
субботы» и призывает нас войти в этот «день человека» людьми Восьмого Дня. Он
призывает нас знать среди этого исторического времени, которое многим
кажется полумраком, где идут ощупью, Он призывает нас быть, и не в
прошлом, и даже не в настоящем,— а в будущем. Наше дело, дело
христиан,— завершить субботу. Ради этого Сын Человеческий и становится
Господином и субботы. Это наше делание, это наше призвание подразумевает
ответственность на всех уровнях: свершение нашего человеческого призвания, личного
и коллективного, по отношению к Богу, по отношению к миру человеческому
(кажется, Ламенне сказал, что христианин— это человек, которому Бог
поручил заботу о других людях), свершение его по отношению ко всему земному
космосу, всему громадному творению. Бог вручил нам Свою субботу. В
этой-то перспективе мы призваны быть живыми, воскресшими из мертвых; мертвыми
мы были и отчасти такими остаемся, воскресшими мы должны быть не в том смысле,
что смерть нас не коснется, а в том, что мы уже— за пределом разлуки от Бога,
за пределом разделения от людей, и что мы на земле, как община любви,—
эсхатологические свидетели, свидетели Царства, которое будет, которое уже есть
тайна Бога, ставшего всем во всем и во всех (1Кор15:28).
Ответы на вопросы
Значит ли, что отсутствие Бога есть отсутствие бытия? Можно ли сказать,
что одни войдут в вечное блаженство, а другие будут вечно страдать от