Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

мучеников, исповедников,— и через это совершилось чудо брака Церкви и

Христа, единство.

Задумайтесь над этим, потому что каждый раз, когда совершается христианский

брак, поднимается весь этот вопрос. Вся проблема не превзойдена просто потому,

что мы члены Церкви. Мы должны ее понять, мы должны стать лицом к лицу к ней и

превзойти то, что нас отделяет друг от друга, от Христа, от Святого Духа, от

Бога нашего и Отца.

***

В течение последних бесед я старался вам показать, каким изумительным

образом, несмотря на то что человек оказался Богу неверен, Бог остался ему

верен до конца и те дары, которые Он человеку подарил с самого начала—

образ и подобие Свои, благодать Святого Духа, дыхание жизни, которое Он вдохнул

в него при сотворении,— не были у человека отняты. И вместе с тем вся

тварь, которая была создана творческим и живоносным словом Сына Божия, хотя

оказалась порабощенной греху, изуродованной человеческим отпадением от Бога,

осталась сама по себе непорочной. Таким образом, мы находимся в мире, который

сами перестали понимать и видеть. Мы перестали видеть, что все сотворенное

осталось непорочным по себе и что если что-либо порочное проявляется в нем, то

проявляется оно из-за человеческой неправды. Мы должны научиться глядеть на всю

тварь как на диво, как на чудо Божиего творения, видеть во всей твари ее

связанность с Богом, потому что Бог, когда сотворил мир, Своим словом его

вызвал к бытию, Своей любовью окутал и призвал к тому, чтобы рано или поздно

все стало местом Его Божественного вселения, как говорит апостол Павел, чтобы Бог

стал все во всем (1Кор15:28). Дух Святой действовал с самого

начала (Быт1:2), давая раскрыться в полной красоте всем возможностям,

которые были заложены в еще неоформленное творение. Это прямой путь богообщения

и богопознания. Божие присутствие и Божия действенность в этом смысле

универсальны, они не зависят от нас. Но вся остальная тварь остается связанной