Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

***

В течение последних бесед я старался вам показать, каким изумительным

образом, несмотря на то что человек оказался Богу неверен, Бог остался ему

верен до конца и те дары, которые Он человеку подарил с самого начала—

образ и подобие Свои, благодать Святого Духа, дыхание жизни, которое Он вдохнул

в него при сотворении,— не были у человека отняты. И вместе с тем вся

тварь, которая была создана творческим и живоносным словом Сына Божия, хотя

оказалась порабощенной греху, изуродованной человеческим отпадением от Бога,

осталась сама по себе непорочной. Таким образом, мы находимся в мире, который

сами перестали понимать и видеть. Мы перестали видеть, что все сотворенное

осталось непорочным по себе и что если что-либо порочное проявляется в нем, то

проявляется оно из-за человеческой неправды. Мы должны научиться глядеть на всю

тварь как на диво, как на чудо Божиего творения, видеть во всей твари ее

связанность с Богом, потому что Бог, когда сотворил мир, Своим словом его

вызвал к бытию, Своей любовью окутал и призвал к тому, чтобы рано или поздно

все стало местом Его Божественного вселения, как говорит апостол Павел, чтобы Бог

стал все во всем (1Кор15:28). Дух Святой действовал с самого

начала (Быт1:2), давая раскрыться в полной красоте всем возможностям,

которые были заложены в еще неоформленное творение. Это прямой путь богообщения

и богопознания. Божие присутствие и Божия действенность в этом смысле

универсальны, они не зависят от нас. Но вся остальная тварь остается связанной

с Богом своим призванием. И вот я хочу сказать нечто об этом.

Я говорил прошлый раз, что один из отцов Церкви настаивает на том, что без богообщения,

без какой-то силы, пронизывающей всю тварь Божественным присутствием, мир не

мог бы устоять, он бы погиб, развалился на части, ничего бы не осталось от

него, кроме крушения. И сила, которая держит все части мироздания, все части

человечества (сейчас я буду говорить о человечестве),— это любовь, любовь

во всех ее видах. В самом глубоком смысле, это Божественная любовь,