Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
который Он сотворил. А Церковь— это те люди, которые поняли, что значит
быть любимым так, которые поверили во Христа и в Божественную любовь и
которые отдались Ему.
В конце этого отрывка говорится: а жена да боится своего мужа (Еф5:33).
Это очень несчастное выражение. Слово «боится» везде, где мы его
находим,— и в Священном Писании, и у святых отцов надо рассматривать в
контексте. Один из отцов Церкви, авва Дорофей, говорит, что страх Божий бывает
троякого рода. Бывает рабский страх: человек грешный, не желающий подчиниться
Богу или настолько связавшийся злом, что не может отдаться Ему, но знающий, что
над ним есть Бог и есть суд, боится: боится наказания, боится осуждения, боится
быть отвергнутым, боится, что то хоть малое общение, которое есть теперь между
ним и Богом, прервется и останется только осужденность, отвержение, ад. Есть,
как говорит авва Дорофей, другой страх: страх наемника, который боится
чем-нибудь не угодить своему работодателю и поэтому делает все возможное, чтобы
ему угодить, но сердцем его не любит, безразличен к нему, его связывает с
работодателем только выгода, он надеется, что за честный труд ему будет
награда. Это страх наемника. Но не таков страх, к которому мы призваны
Евангелием, и какого от нас ожидает Господь, и какой должен бы связывать нас
друг с другом. Последний род страха, о котором говорит авва Дорофей, это страх ранить
того, кто нас так любит, кого мы посильно сами любим. Это страх оказаться
недостойным любви, страх, который рождается от видения себя самого и видения
любящего. И когда апостол Павел говорит: жена да боится своего мужа (а
параллель именно— Церковь и Христос), речь идет не о том, чтобы мы
боялись рабски, боялись наемнически, единственный страх в нас должен
быть— страх оказаться недостойными той дивной любви, которую нам подарил
Господь.
Но это соотношение между Церковью и Христом. Что же бывает между двумя
людьми, между мужем и женой, женой и мужем? Постольку поскольку есть в человеке