Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

ответственность на всех уровнях: свершение нашего человеческого призвания, личного

и коллективного, по отношению к Богу, по отношению к миру человеческому

(кажется, Ламенне сказал, что христианин— это человек, которому Бог

поручил заботу о других людях), свершение его по отношению ко всему земному

космосу, всему громадному творению. Бог вручил нам Свою субботу. В

этой-то перспективе мы призваны быть живыми, воскресшими из мертвых; мертвыми

мы были и отчасти такими остаемся, воскресшими мы должны быть не в том смысле,

что смерть нас не коснется, а в том, что мы уже— за пределом разлуки от Бога,

за пределом разделения от людей, и что мы на земле, как община любви,—

эсхатологические свидетели, свидетели Царства, которое будет, которое уже есть

тайна Бога, ставшего всем во всем и во всех (1Кор15:28).

Ответы на вопросы

Значит ли, что отсутствие Бога есть отсутствие бытия? Можно ли сказать,

что одни войдут в вечное блаженство, а другие будут вечно страдать от

отсутствия Бога?

На первую половину вопроса я отвечу, заменив слово «бытие» словом «жизнь»:

отсутствие Бога— это отсутствие жизни. Можно существовать вещественно,

физически, но быть мертвым среди мертвецов, погаснуть душой, быть в числе тех,

кто никогда не ощутил биение жизни, ее творческий напор, в конечном

итоге— тех, кто никогда не заметил, что полнота жизни называется любовь и

что любить— это отдать свою жизнь. Я не хотел бы возвращаться к тому, о

чем уже говорил, но думаю, что важно понять: на языке Писания и в опыте Церкви

любовь— не чувство, не эмоция— это степень жизни, полнота, которая

способна отдаваться бесстрашно.

Что касается вечного блаженства (вопрос об этом ставят часто), то, я думаю,

на него нет исчерпывающего ответа. Мы, скорее, имеем право на все надеяться,

чем высказывать непоколебимые убеждения по этому поводу. Существует

мнение, что все спасутся; я думаю, об этом нельзя говорить как об «уверенности

веры»: можно лишь считать это «уверенностью надежды». Мы можем с надеждой

ожидать всего от бесконечной и неисследимой Премудрости Божией, мы не знаем

путей Божиих. Мы не знаем, как Он, взявший на Свои плечи бремя, тяготу всего

мира, сумеет в конечном итоге привести нас к вечности.

Тема последнего Суда представляет определенные трудности. Часто мы

воображаем его как повторение частного суда. Каждый из нас вновь предстанет перед

Богом, и в напряженной, драматической ситуации будет произнесен окончательный