Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

когда сами созреют и смогут вернуться, а может быть, до конца своей жизни, пока

не врастут в Божественную жизнь.

В этом отношении есть в житиях святых один пример (может быть, есть и

другие, но этот врезался мне в память): святые Галактион и Епистимия. Они были

римлянами, росли в христианской среде. Они друг друга полюбили всей глубиной

действительно непорочной, светлой души. И когда они обвенчались, то есть

открыто сказали всем: мы так друг друга любим, что хотим стать едиными, одной

личностью в двух лицах, они вернулись к себе и, поговорив, решили, что еще не

созрели до совершенной любви. И они решили оба уйти в монашество. Но этим не

кончилось все: можно найти еще такие случаи, и они не всегда вразумительны.

Галактион и Епистимия прожили некоторое время врозь, в разных монастырях, и

вдруг до Епистимии дошла весть, что монастырь, где живет ее муж, ставший монахом,

разорен язычниками, все монахи взяты, будут подвергнуты мукам и умрут

мучениками. И она пошла к своей игуменье и сказала: «Мой муж сейчас

будет свидетелем нашей веры во Христа и умрет мучеником. Я его жена, мое место

при нем!» И игуменья ее благословила уйти из монастыря к мужу, и они вместе

умерли мучениками. Как вы видите, здесь нет различения между одним и другим

путем, один только есть путь— это путь соединения с Богом и соединения

друг с другом на такой глубине, в такой славе, что все греховное, все

недостойное Бога и самого человека отпадает.

Такова была неописуемая по своей чистоте и свету любовь между Адамом и Евой,

когда они жили, вкорененные в Боге, неразлучные с Ним, жили Им, и Божественная

любовь их соединяла и переливалась от одного к другому. Мы видим второй этап,

когда грех, падение их разлучило с Божественной любовью, с Богом и их взаимное

отношение стало иное. Любовь осталась, но она превратилась в борьбу и в подвиг.

И наконец, мы видим образ, который нам дает апостол Павел в лице Христа и

Церкви: Христа, Который отдает Свою жизнь для Церкви, и Церкви, которая ее

принимает трепетно и боится чем-нибудь огорчить, ранить Того, Кто так сумел