Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
когда сами созреют и смогут вернуться, а может быть, до конца своей жизни, пока
не врастут в Божественную жизнь.
В этом отношении есть в житиях святых один пример (может быть, есть и
другие, но этот врезался мне в память): святые Галактион и Епистимия. Они были
римлянами, росли в христианской среде. Они друг друга полюбили всей глубиной
действительно непорочной, светлой души. И когда они обвенчались, то есть
открыто сказали всем: мы так друг друга любим, что хотим стать едиными, одной
личностью в двух лицах, они вернулись к себе и, поговорив, решили, что еще не
созрели до совершенной любви. И они решили оба уйти в монашество. Но этим не
кончилось все: можно найти еще такие случаи, и они не всегда вразумительны.
Галактион и Епистимия прожили некоторое время врозь, в разных монастырях, и
вдруг до Епистимии дошла весть, что монастырь, где живет ее муж, ставший монахом,
разорен язычниками, все монахи взяты, будут подвергнуты мукам и умрут
мучениками. И она пошла к своей игуменье и сказала: «Мой муж сейчас
будет свидетелем нашей веры во Христа и умрет мучеником. Я его жена, мое место
при нем!» И игуменья ее благословила уйти из монастыря к мужу, и они вместе
умерли мучениками. Как вы видите, здесь нет различения между одним и другим
путем, один только есть путь— это путь соединения с Богом и соединения
друг с другом на такой глубине, в такой славе, что все греховное, все
недостойное Бога и самого человека отпадает.
Такова была неописуемая по своей чистоте и свету любовь между Адамом и Евой,
когда они жили, вкорененные в Боге, неразлучные с Ним, жили Им, и Божественная
любовь их соединяла и переливалась от одного к другому. Мы видим второй этап,
когда грех, падение их разлучило с Божественной любовью, с Богом и их взаимное
отношение стало иное. Любовь осталась, но она превратилась в борьбу и в подвиг.
И наконец, мы видим образ, который нам дает апостол Павел в лице Христа и
Церкви: Христа, Который отдает Свою жизнь для Церкви, и Церкви, которая ее
принимает трепетно и боится чем-нибудь огорчить, ранить Того, Кто так сумел