Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
совершено, душевность одного человека дошла до полной чистоты, и этот
человек— Божия Матерь— смогла стать сосудом Воплощения. Ее душевно-духовное
существо было чисто и совершенно и соединено с непорочной чистотой Ее плотского
естества.
В этой же линии мне хотелось обратить ваше внимание на другой момент. Мы
читаем, как вначале человек знал Бога, был Ему близок, общался с Ним в «земном
раю». Но что случилось потом? Адам и Ева несомненно помнили тот рай, который
они потеряли, то состояние взаимной любви и единства и единства с Богом, от
которого они отпали. Дальше их потомки по их рассказам, глядя на них,
вслушиваясь в них, хранили воспоминания об этом рае, но себе представить его
так, как его еще помнили Адам и Ева, не могли. И поэтому отец Сергий
Булгаков говорит о начале книги Бытия, что это не история, а метаистория,
то есть рассказ о том, что на самом деле случалось, но не на том языке и не в
тех формах, в которых это случилось: язык райский уже не мог звучать, образы
уже были затемнены288.
Думая о том времени, можно себе представить, что бывает, когда мы глядим в
озеро: как отражаются в нем деревья, дома, звери, люди. Подул ветерок— и
все заколебалось; все остается правдой, но уже нельзя описать отражение в той
точно форме, в какой мы его видели вначале. Вот что случилось. В человечестве
осталось воспоминание о рае, о первых поколениях, когда жизнь была длительная и
можно было передать и воспоминания, и чувства, и образы того, что перестало
быть реальностью. И тогда люди на основе сохранившихся воспоминаний начали
строить возможно полную картину о начале мира. Из этого выросли языческие
представления о сотворении мира, о том, как этот мир пал, языческие
представления о взаимоотношениях между Богом, человеком и всей тварью, о роли
тварного мира. Порой этот мир воспринимался как более сильный, более мощный,
чем человек, порой возникало представление, что человек имеет власть над
тварным миром и может его себе поработить. Но так или иначе картина все время