Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
знающие Христа.
Во-первых, мы должны помнить, что до Авраама не было союза между Богом и
человеком в том смысле, в котором мы говорим о Ветхом Завете. Было искание,
были люди, искавшие потерянной полноты. Позже это искание происходило не только
в недрах ветхозаветной Церкви, то есть в среде избранного народа. Мы видим на
некоторых примерах, как язычники могли оказаться наставниками вождей этого
народа. Вы наверно помните, как языческий первосвященник Мелхиседек по велению
Божию вышел и произнес над избранным народом Божие благословение
(Быт14:18—20). Он был Божиим посланником к уже богоизбранному народу. И
мы видим в течение всей истории Ветхого Завета, как некоторые люди оказывались
способными знать Бога и исповедовать Его.
В наше время мы должны более осторожно, чем когда-либо, вглядываться в
верования других людей. Во-первых, в верования тех, кто не разделяют с нами
православную веру, но веруют во Христа. Я знаю, что в Евангелии сказано:
верующий в Меня спасен будет, а неверующий погибнет (Мк16:16). Да, но
когда читаешь дальше конец Евангелия от Марка, можно поставить вопрос о том, кто
из нас верующий. Верующие, как там сказано, бесы ижденут, языки
возглаголют новы, змия возьмут и не вредит их, яд испиют и ничего с ними не
станет, возложат руки на больных и те выздоровят (ср.: Мк16:17—18).
Кто из нас может на это пойти? Поэтому не так все просто. Да, такую полноту
веры мы находим в святых, но это не та вера зачаточная, которой мы уже теперь
живем и которая нас соединяет со Христом и Богом.
И мне вспоминается рассказ из жизни святого Силуана Афонского о том, как его
посетил русский епископ, оказавшийся в Китае и ставший там миссионером. Он
говорил о своей жизни там и утверждал, что обратить буддистов совершенно
безнадежное дело, они закрыты и ничего им передать нельзя. Старец говорит: «А
что вы делаете, чтобы их обратить?» —«Я,— говорит епископ,—
вхожу в их капище, стою, и в момент тишины начинаю кричать: „Что вы делаете? Вы