Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Вот одна из тем, которая лежит сейчас перед XXIстолетием, в которое мы

вступаем. Может быть, и я несколько лет этого столетия захвачу. И перед нами

стоит задача: стать таким обществом, которое способно преобразить мир

Божественной любовью. Богословствовать о любви, богословствовать вообще—

легко. За нами две тысячи лет глубокой, подвижнической, святой мысли и жизни.

Мы наследники такого богатства, которое могло бы преобразить весь мир, и мы это

богатство храним, бережем, дорожим им, а все же мир становится шире и шире, а

мы мельчаем. Мы перестали быть центром культуры, центром жизни, мы—

маленькое общество в широком обществе, а вместе с тем мы призваны быть как

соль, которая изменяет вкус всякой пищи (Мк9:49—50), как дрожжи, от

которых может взойти любое тесто (Мф13:33). Являемся ли мы такими

дрожжами, такой солью? Являемся ли мы обществом любви, являемся ли мы, каждый в

частности и все вместе, такими людьми, на которых останавливается взор

окружающих? Да, конечно, бывают люди, о которых каждый это скажет. Но можем ли

мы сказать, что достаточно быть членом православного прихода, Православной

Церкви, русской или иной, для того чтобы любой из нас в глазах других людей

оказался статуей ожившей, статуей, в которой есть тепло, есть жизнь, бежит

кровь, есть сердце, которое бьется, есть отзывчивость, есть любовь, есть

творческая сила? Вот над чем нам надо задуматься на грани этого столетия.

Мы должны задуматься также о том, что собой представляет Церковь.

Если вы возьмете катехизис или учебники Закона Божиего, вы увидите определение

Церкви: человеческое (или богочеловеческое) общество, которое характеризуется

единством веры, единством нравственности, единством богослужения и так далее.

Но это только внешние признаки. Откуда все это берется? И правда ли это? Не

является ли это описанием Церкви подобным описанию здания снаружи? Можно

описывать храм как архитектурное произведение, но только войдя в храм и уловив,

что храм есть место, где живет Бог, можно понять, что такое Церковь.

И Церковь действительно— богочеловеческое общество. Первый член