Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Церкви: человеческое (или богочеловеческое) общество, которое характеризуется

единством веры, единством нравственности, единством богослужения и так далее.

Но это только внешние признаки. Откуда все это берется? И правда ли это? Не

является ли это описанием Церкви подобным описанию здания снаружи? Можно

описывать храм как архитектурное произведение, но только войдя в храм и уловив,

что храм есть место, где живет Бог, можно понять, что такое Церковь.

И Церковь действительно— богочеловеческое общество. Первый член

Церкви— Господь наш Иисус Христос. Сила, которая каждого из нас приобщает

к этой тайне Христа,— Дух Святой, и во Христе и Духе мы делаемся детьми

Бога и Отца. И мы только тогда делаемся такими детьми и постольку делаемся

детьми Божиими, когда и поскольку делаемся истинными братьями и сестрами

Христа, когда в нас можно узнать Его, когда через наше присутствие можно

уловить присутствие и действие Святого Духа. Церковь— богочеловеческое

общество, потому что в ней живет Христос и Дух Святой, и во Христе и Духе мы в

Отце.

А мы, люди? Мы в разной степени приобщаемся этой тайне, но в той или другой

мере, да, мы этой тайне приобщены; через крещение мы облекаемся во

Христа, через миропомазание Дух Святой пронизывает все наше существо, мы

делаемся детьми Бога Живого. В той или другой мере мы грешные, да, но и грешные

мы в различном смысле этого слова. Можно быть грешником, этого не сознавая или,

что хуже, совершенно безразлично к этому относясь: я таков— ну и что? А

можно быть грешником в сознании своей греховности, с болью в сердце, в тоске по

чистоте, в тоске по правде, по святости, в тоске по тому, чтобы быть Божиими,

чтобы иметь право думать о Христе как о нашем Брате по человечеству и о нашем

Спасителе по Божеству, мечтать, чтобы в нас действовал Святой Дух, Которого мы

называем Утешителем.

О чем Он нас утешает? Подумаем, каждый из нас. Утешитель должен нас утешить

о том, что через падение человечества, несмотря на воплощение, на распятие