Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Христово, на Воскресение Его, мы отделены от Бога. Пока мы живем на земле, мы

не в полном с Ним общении. Апостол Павел так остро это чувствовал, когда писал,

что для него жизнь— Христос, и смерть— приобретение, потому

что, пока он живет во плоти, он в какой-то мере отделен от Христа

(Флп1:21—23), и только когда он высвободится от уз земли, он станет перед

Ним и познает Его так, как Христос его познаёт (1Кор13:12). Как это

дивно! Но таковы ли мы? Относимся ли мы к смерти, как к моменту, когда перед

нами откроется дверь и мы окажемся лицом к лицу со Христом? Думаем ли мы о том,

что радость этой встречи превосходит всякий страх и ужас, который может нас

охватывать при мысли о смерти? Дух Святой, Своим присутствием возжигая в нас

любовь ко Христу, покаяние о нас самих, жалость, сострадание и любовь к

ближним, является нашим Утешителем. Да, пока ты еще отделен от Бога, но

смотри— Моей силой ты можешь вырасти в такую меру, что разорвутся все

преграды и ты станешь перед Христом как перед Другом, как перед Любимым…

Как отец Александр Ельчанинов писал, нет такого человека, который, умерев и

став перед Христом, не воскликнет: Господи, я этого не знал, но Тебя-то я

только и искал в течение всей моей жизни! Дух Святой нас утешает о нашем земном

одиночестве, о том, что мы живем верой, а не полной приобщенностью. Но вместе с

этим в молитве, в таинствах, в вере Он нас приобщает ко Христу уже теперь и

нам дает теперь уже радость вечной жизни. Но для этого нам нужна крепость и

сила, и Святой Дух является Тем, Кто нам дает эту крепость и силу, дает нам

ликование и радость уже здесь.

Вот что мы находим в Церкви: не только богослужение, не только людей, не

только земное, но все небесное, во что мы погружаемся, с чем соединяемся, что

пронизывает нас, что соединяет нас воедино. Потому что не может быть

разделения, розни между людьми, каждый из которых во Христе и в Духе: они

едины. Как это дивно! С какой радостью и благоговением мы можем относиться к Церкви

как к месту, где земля и небо уже соединились, где Бог и человек уже вместе, к