Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
не просто подумать: где-то я его встречал, кто же это может быть? откуда он
взялся?
Продолжая беседы о Церкви, я хочу остановиться на одном пункте, относящемся
к разделению христиан, и обратить ваше внимание на статью, которую еще в
1920году написал митрополит Антоний Храповицкий, один из самых
«традиционных» и строгих православных богословов нашего времени. Ему был
поставлен вопрос об отношении православия к инославию вообще, в частности к
Англиканской Церкви, и он написал статью, замечательную тем, что он
говорит, и замечательную тем, что она была написана именно им, человеком
бескомпромиссным, совершенно прямым.
Он ставит вопрос о том, каким образом отношение к ересям или к разногласиям
внутри христианского мира менялось в разные эпохи, и обращает наше внимание на
то, что ранние ереси отрицали самую сущность православной христианской веры.
Они отрицали Божество Христа, человечество Христа, существование во Христе
подлинной человеческой воли, а не только Божественной воли; подобные учения
были Церковью полностью отвергнуты. Но, говорит Владыка Антоний, по мере того
как проходили столетия и отделялись друг от друга (в конечном итоге— от
Православной Церкви) различные христианские общины, они с собой уносили все
большее и большее количество православной веры. Те, кто уходили вначале,
уносили очень мало, те, кто уходили позже, уносили с собой столетия
православного вероисповедания, лишь напоследок исковерканного или умаленного
новым вероучением. И это очень важно. Отношение к инославным нашего времени не
может быть таким же, как к еретикам ранних столетий. С теми, кто отрицал
Божество или Человечество Иисуса Христа, кто отрицал учение о Святой Троице,
учение о Святом Духе, общения быть не могло. Но когда мы теперь встречаем
инославных, если мы прислушиваемся к тому, что они говорят о своей вере, мы не
можем не заметить, что у нас очень много общего и что они с собой унесли из
недр неразделенной Церкви достаточно истины, чтобы мы в них могли признавать