Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Я совсем не предполагал сегодня провести эту беседу так, я думал о другом, но

меня унесло— не вдохновение, а желание поделиться с вами чем-то, что мне

страшно дорого, для меня важно. Вы уж привыкли, вероятно, меня терпеть, какой я

есть, потерпите!

Помолчим немножко, помолимся и разойдемся по домам и, надеюсь, унесем в

сердцах наших теплоту, взаимную любовь, посмотрим друг на друга, увидим друг

друга. И когда вернемся и встретимся вновь, попробуем друг друга узнать, а

не просто подумать: где-то я его встречал, кто же это может быть? откуда он

взялся?

Продолжая беседы о Церкви, я хочу остановиться на одном пункте, относящемся

к разделению христиан, и обратить ваше внимание на статью, которую еще в

1920году написал митрополит Антоний Храповицкий, один из самых

«традиционных» и строгих православных богословов нашего времени. Ему был

поставлен вопрос об отношении православия к инославию вообще, в частности к

Англиканской Церкви, и он написал статью, замечательную тем, что он

говорит, и замечательную тем, что она была написана именно им, человеком

бескомпромиссным, совершенно прямым.

Он ставит вопрос о том, каким образом отношение к ересям или к разногласиям

внутри христианского мира менялось в разные эпохи, и обращает наше внимание на

то, что ранние ереси отрицали самую сущность православной христианской веры.

Они отрицали Божество Христа, человечество Христа, существование во Христе

подлинной человеческой воли, а не только Божественной воли; подобные учения

были Церковью полностью отвергнуты. Но, говорит Владыка Антоний, по мере того

как проходили столетия и отделялись друг от друга (в конечном итоге— от

Православной Церкви) различные христианские общины, они с собой уносили все

большее и большее количество православной веры. Те, кто уходили вначале,

уносили очень мало, те, кто уходили позже, уносили с собой столетия

православного вероисповедания, лишь напоследок исковерканного или умаленного