Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

подлинной человеческой воли, а не только Божественной воли; подобные учения

были Церковью полностью отвергнуты. Но, говорит Владыка Антоний, по мере того

как проходили столетия и отделялись друг от друга (в конечном итоге— от

Православной Церкви) различные христианские общины, они с собой уносили все

большее и большее количество православной веры. Те, кто уходили вначале,

уносили очень мало, те, кто уходили позже, уносили с собой столетия

православного вероисповедания, лишь напоследок исковерканного или умаленного

новым вероучением. И это очень важно. Отношение к инославным нашего времени не

может быть таким же, как к еретикам ранних столетий. С теми, кто отрицал

Божество или Человечество Иисуса Христа, кто отрицал учение о Святой Троице,

учение о Святом Духе, общения быть не могло. Но когда мы теперь встречаем

инославных, если мы прислушиваемся к тому, что они говорят о своей вере, мы не

можем не заметить, что у нас очень много общего и что они с собой унесли из

недр неразделенной Церкви достаточно истины, чтобы мы в них могли признавать

верующих христиан. Это очень важный момент, потому что в таком случае мы можем,

как пишет об этом профессор Зандер, с ними говорить как с людьми, которые с

нами разделяют самые основы нашей веры, но отошли от тех или других моментов,

потеряли нечто293. Мы с ними

можем молиться так, как нельзя было молиться с арианами294 или с несторианами295, потому что у нас общего в вере гораздо

больше. Не говоря уже о том, что важно не только вероисповедание наше на

словах, в богословии: колоссальную роль играет вера, воплощенная в жизнь. Есть

люди инославные, которые доказывают свою веру во Христа всей жизнью, тогда как

многие правоверные, православные христиане доказать свою веру не только жизнью,

но даже смертью не всегда могут. И тут приходится принимать в учет, что

исповедание веры заключается не только в том, чтобы знать элементы этой веры,

как они изложены в Символе веры и в различных дальнейших богословских

утверждениях, но соответствовать им жизнью: покажи мне веру твою без дел

твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих,— говорит святой апостол