Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

новым вероучением. И это очень важно. Отношение к инославным нашего времени не

может быть таким же, как к еретикам ранних столетий. С теми, кто отрицал

Божество или Человечество Иисуса Христа, кто отрицал учение о Святой Троице,

учение о Святом Духе, общения быть не могло. Но когда мы теперь встречаем

инославных, если мы прислушиваемся к тому, что они говорят о своей вере, мы не

можем не заметить, что у нас очень много общего и что они с собой унесли из

недр неразделенной Церкви достаточно истины, чтобы мы в них могли признавать

верующих христиан. Это очень важный момент, потому что в таком случае мы можем,

как пишет об этом профессор Зандер, с ними говорить как с людьми, которые с

нами разделяют самые основы нашей веры, но отошли от тех или других моментов,

потеряли нечто293. Мы с ними

можем молиться так, как нельзя было молиться с арианами294 или с несторианами295, потому что у нас общего в вере гораздо

больше. Не говоря уже о том, что важно не только вероисповедание наше на

словах, в богословии: колоссальную роль играет вера, воплощенная в жизнь. Есть

люди инославные, которые доказывают свою веру во Христа всей жизнью, тогда как

многие правоверные, православные христиане доказать свою веру не только жизнью,

но даже смертью не всегда могут. И тут приходится принимать в учет, что

исповедание веры заключается не только в том, чтобы знать элементы этой веры,

как они изложены в Символе веры и в различных дальнейших богословских

утверждениях, но соответствовать им жизнью: покажи мне веру твою без дел

твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих,— говорит святой апостол

Иаков (Иак2:18). Это очень нам важно помнить.

И теперь мне хочется поставить перед вами вопрос, который я сам, может быть,

не до конца продумал: каким образом рождается ересь, рождается неправда

церковная? Мне кажется, что у нас есть два источника познания: с одной стороны,

ум, с другой— сердце. Профессор Семен Людвигович Франк говорил, что

ум— слуга, познание Бога и истин веры происходит в сердце. И когда он

говорил о сердце, он говорил не об эмоциях, не о сентиментальных переживаниях,