Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

другому человеку: нужны порой слова, нужны порой образы.

Святые не нуждались в словах. Люди, встречавшие святого Серафима Саровского,

не прислушивались только к его словами, слов-то было не так много, но они

вглядывались в его образ и видели, как сияет Божественная благодать в его

глазах, как сияет его лик, как он весь пронизан благодатью Божией. Я вам цитировал,

кажется, и рассказ о трех странниках, как один из них сказал подвижнику, к

которому они пришли: «Мне не нужно тебя ни о чем спрашивать, мне достаточно на

тебя глядеть».

Поэтому, с одной стороны, мы должны воспринимать Бога, Его познавать всем нашим

нутром, всем нашим существом, даже телесно. Ведь когда мы причащаемся Святых

Тайн, когда нас крестят, когда мы миропомазываемся, когда принимаем участие в

различных таинствах Церкви, то самая плоть наша, тело наше освящается и

принимает участие в богопознании. И ум должен вглядеться в то знание, которое

мы воспринимаем всем нашим существом, и в той мере, в какой способны, мы должны

это знание осмысливать и, когда потребуется, быть в состоянии передать словом.

И не только словом, потому что Церковь не только в словах выражает свою веру.

Вы знаете, как Церковь себя выражает: она выражает себя в иконах, в

богослужебном пении, в молитвах святых. Молитвы ведь являются не богословскими

выкладками, а криком живой души, которая познала Бога и с Ним общается. В этом

отношении ум и сердце играют одинаковую роль. И однако, роль ума служебная: он

должен выразить то, что познало все наше существо, и не только наше личное

существо, но и коллективный наш опыт, опыт всей Церкви и всей общины.

Но, с другой стороны, мы познаем Бога несовершенно. После падения получилось

между Богом и нами какое-то расстояние, и все, что мы видим о Боге, все, что мы

знаем о Боге, мы видим, как говорит апостол, как бы туманно, и только в конце

времен познаем Его так, как сами Им познаны (1Кор13:12). Если

хотите образ, мы видим Бога так, как мы видим отражение деревьев в пруде или

реке. Каждое движение воды мешает нам видеть в чистоте и совершенстве то, что в