Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

говорить о превратных представлениях, но мы не можем говорить об истине как

таковой. Наше умственное представление о Боге— это малое, жалкое

представление. Если хотите, это икона, да, но икона никогда не является самим

существом Бога. Она словно витраж, окно, где изображены святые или Спаситель.

Мы смотрим на них и видим образ, но только потому, что через стекла светится

свет Божий, и в конечном итоге свет открывает нам краски, а не краски открывают

нам свет.

***

Сегодня я хочу вернуться на несколько минут к теме, которая была предметом

прошлой беседы, именно— о православии, о ереси и об инославии.

Православие мы всегда понимаем как учение Церкви, которое ничем не

расходится с евангельским учением и которое его раскрывает не только на словах,

но во всех проявлениях церковной жизни. Само слово «православие» говорит о том,

что мы право славим и прославляем Бога. Это не только правоверие—

это правая вера, которая расцветает в жизни, и в этом отношении православие

выражается во множестве аспектов. С одной стороны, в дивных богослужениях,

которые выросли из тысячелетнего опыта верующих православных людей всех

возможных земель, национальностей и языков. С другой стороны, оно выражается в

частных молитвах святых, где отдельные человеческие души, просветленные

действием Святого Духа, пронизанные Божественной благодатью, взывали к Богу

благодарением, поклонением, любовью, покаянием, радостью, горем, состраданием,

всеми чувствами, которые в них рождала Божественная благодать по отношению к

ним самим и к окружающему их миру.

И дальше: православие, то есть прославление Бога во всей Его дивности и

красоте, конечно, выразилось и в иконописи. Благодатью Святого Духа отдельные

люди были одарены способностью образно, зримо довести до нас, порой

ослепленных, порой мало понимающих, истины веры. Святой Иоанн Дамаскин говорит:

если хочешь научить вере безграмотного человека, кому недоступно чтение