Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
говорить о превратных представлениях, но мы не можем говорить об истине как
таковой. Наше умственное представление о Боге— это малое, жалкое
представление. Если хотите, это икона, да, но икона никогда не является самим
существом Бога. Она словно витраж, окно, где изображены святые или Спаситель.
Мы смотрим на них и видим образ, но только потому, что через стекла светится
свет Божий, и в конечном итоге свет открывает нам краски, а не краски открывают
нам свет.
***
Сегодня я хочу вернуться на несколько минут к теме, которая была предметом
прошлой беседы, именно— о православии, о ереси и об инославии.
Православие мы всегда понимаем как учение Церкви, которое ничем не
расходится с евангельским учением и которое его раскрывает не только на словах,
но во всех проявлениях церковной жизни. Само слово «православие» говорит о том,
что мы право славим и прославляем Бога. Это не только правоверие—
это правая вера, которая расцветает в жизни, и в этом отношении православие
выражается во множестве аспектов. С одной стороны, в дивных богослужениях,
которые выросли из тысячелетнего опыта верующих православных людей всех
возможных земель, национальностей и языков. С другой стороны, оно выражается в
частных молитвах святых, где отдельные человеческие души, просветленные
действием Святого Духа, пронизанные Божественной благодатью, взывали к Богу
благодарением, поклонением, любовью, покаянием, радостью, горем, состраданием,
всеми чувствами, которые в них рождала Божественная благодать по отношению к
ним самим и к окружающему их миру.
И дальше: православие, то есть прославление Бога во всей Его дивности и
красоте, конечно, выразилось и в иконописи. Благодатью Святого Духа отдельные
люди были одарены способностью образно, зримо довести до нас, порой
ослепленных, порой мало понимающих, истины веры. Святой Иоанн Дамаскин говорит:
если хочешь научить вере безграмотного человека, кому недоступно чтение