Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

***

Сегодня я хочу вернуться на несколько минут к теме, которая была предметом

прошлой беседы, именно— о православии, о ереси и об инославии.

Православие мы всегда понимаем как учение Церкви, которое ничем не

расходится с евангельским учением и которое его раскрывает не только на словах,

но во всех проявлениях церковной жизни. Само слово «православие» говорит о том,

что мы право славим и прославляем Бога. Это не только правоверие—

это правая вера, которая расцветает в жизни, и в этом отношении православие

выражается во множестве аспектов. С одной стороны, в дивных богослужениях,

которые выросли из тысячелетнего опыта верующих православных людей всех

возможных земель, национальностей и языков. С другой стороны, оно выражается в

частных молитвах святых, где отдельные человеческие души, просветленные

действием Святого Духа, пронизанные Божественной благодатью, взывали к Богу

благодарением, поклонением, любовью, покаянием, радостью, горем, состраданием,

всеми чувствами, которые в них рождала Божественная благодать по отношению к

ним самим и к окружающему их миру.

И дальше: православие, то есть прославление Бога во всей Его дивности и

красоте, конечно, выразилось и в иконописи. Благодатью Святого Духа отдельные

люди были одарены способностью образно, зримо довести до нас, порой

ослепленных, порой мало понимающих, истины веры. Святой Иоанн Дамаскин говорит:

если хочешь научить вере безграмотного человека, кому недоступно чтение

Евангелия и отцов Церкви, поставь его перед иконостасом, где изображены все

двенадцать праздников, в которых раскрывается домостроительство Божие,

раскрывается история Божественного действия на земле во спасение мира, и

объясни ему, что каждый праздник значит, поставь его перед иконами

святых и научи его вглядываться в эти иконы не для того, чтобы просто

восхищаться их красотой, а для того, чтобы через красоту познать Того, Кто

является Красотой безмерной, Красотой неописуемой. И когда люди научатся