Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

жизнь всей Церкви, если мы только отдаем себе отчет в том, что нам

предложено.

Мы входим в храм Божий. Этот храм построен верой людей, которые захотели

дать Богу место, достойное Его на этой земле, где Бог отвергнут тысячами,

миллионами людей, где Он, как странник, ходит, стучась то в одну дверь, то в

другую, как Иосиф Обручник и Пречистая Дева Богородица стучались в двери

Вифлеема, когда Она должна была родить Божественного Своего Сына. Так же теперь

Он ходит и стучится, не в материальные двери, а в двери человеческих сердец. Но

вместе с этим Ему негде главу преклонить, как Он Сам сказал (Мф8:20). И

вот вера простых людей, людей не великих, людей просто верующих создала

тысячи и тысячи храмов, которые являются царской палатой, где живет Святая

Троица, где воцарен Христос.

Если открыть Царские врата, вы увидите— вы это видите каждое

воскресенье— престол. Престол— это не просто жертвенник,

престол— это Царское седалище, престол— то место, где восседает

Живой Бог. Евангелие видимо для нас изображает Христа, восседающего на Своем

троне, и этот трон является престолом Божиим. В другие моменты богослужения

престол является и местом заклания, и местом Воскресения. И Бог царствует в том

жалком порой доме, который человеческая вера и любовь Ему создали. Когда мы

приходим в храм, мы приходим к Богу. С каким благоговением должны мы

переступить порог храма, не озираясь направо, налево, назад, не думая свои

мысли, а сознавая: я вхожу в область, очертанную этими стенами, которая вся без

остатка принадлежит Богу, где все— Его и где Он Сам находится.

Но есть и другая сторона в этом. Как я упомянул, Бог извергнут многими из

сердца, из ума, из жизни. Порой Ему нет места на земле. Мы знаем, что было в

периоды гонений и в древности, и в наши времена. Ему некуда было пойти, негде

было главу преклонить. И вот вера человеческая создала Ему место убежища. Когда

мы приходим в храм, мы можем с ликованием сердца думать о том, что этот храм