Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
бы вспомнить тех, кто не смел переступить порог церковный. Вспомните мытаря,
который остановился у притолоки, бил себя в грудь и говорил: Боже! будь
милостив ко мне грешнику!— и не смел даже вступить в ограду церковную
(Лк18:10—14), в это пространство, которое все пронизано Божественным
присутствием, благодатью Святого Духа, присутствием Самой Троицы.
Мне вспоминается случай. Человек пришел к нам в храм передать посылку одной
из наших прихожанок. Он был убежденный безбожник и хотел так рассчитать свой
приход, чтобы не застать богослужения, но пришел слишком рано. Он сел сзади на
скамье и потом после службы остался и обратился ко мне с вопросом: «Что
происходит у вас в храме? Я пришел сюда, зная, что Бога нет, зная, что все это
выдумки. Но я просидел часть службы, и меня что-то поразило. Мерцание ли это
свечей, заунывное пение ваше, коллективная истерика ваших прихожан?» Я ему
ответил: «Если бы вы были верующим, я бы сказал: это Божие присутствие. Но если
вы знаете, что Бога нет, то у меня для вас ответа нет». Он тогда подумал
и мне сказал: «А можно мне прийти как-нибудь, когда в этом храме не будет
никого, когда и вы уйдете, так, чтобы не наводить настроения на меня? Я хочу
побыть здесь, посмотреть и учуять, есть ли здесь что-либо или просто пустота,
пустое помещение». Он приходил несколько раз и потом меня вызвал, говорит: «Я
не знаю, есть ли Бог, но знаю, что здесь что-то есть, потому что, даже
когда никого нет, включая вас, я чувствую какое-то непостижимое для меня,
непонятное присутствие. Но предположим, что Бог существует; что мне от
того, что Он живет в этих стенах, под этой крышей, если Он никаким образом не
воздействует на людей, не общается с ними?» Я ему сказал: «Походите снова
тогда, когда есть люди, и посмотрите на их лица, посмотрите им в глаза, когда
они приходят и когда уходят». Он так и поступил и через некоторое время сказал
мне: «Знаете, ваш Бог не бездействен, это Бог, Который действует все время и
каждого человека меняет. Я вижу, с какими лицами люди приходят и с какими уходят;
и особенно явно какое-то сияние в их глазах, когда они причастились. Значит,