Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
работе, в семье, везде, где бы мы ни были, наше присутствие было светом
преображения. Не сознательно, может быть, потому что кто из нас может сказать:
«Вот, я войду в общество людей, чуждых Богу, и принесу свет туда». Нет, можно
войти в это общество с такой открытостью, с такой любовью, чтобы что-нибудь
случилось, если не со всем обществом, то с теми людьми, которые уже готовы к
преображению.
Вы знаете из истории, сколько в Церкви было раздоров богословских и
житейских. Мне вспоминается, как кто-то говорил при Владимире Николаевиче
Лосском о том, что Церковь непогрешима, и он отозвался: «Нет, Церковь, если
говорить о людях, которые ее составляют, постоянно погрешает, даже против
истинного, совершенного знания о Боге, которое— наша задача, но Церковь
непобедима». Церковь состоит из людей, которые углубляются в истину, которые
ищут все более совершенную форму выражения ее, хотя по пути могут сбиться,
ошибиться. Отец Георгий Флоровский мне сказал как-то: «Нет ни одного отца Церкви,
кроме святого Григория Богослова, у кого нельзя найти чего-нибудь, может быть,
не идеально православного. Григорий Богослов этого не допустил, потому что был
слишком осторожен в своих писаниях». Но со временем частичная неправда или
несовершенное выражение истины изглаживается соборным опытом, то есть опытом
общения с Живым Богом. Порой этот опыт— удел очень немногих людей. Был
момент в средневековье, когда Православная Церковь заключила унию с Римом. Один
только епископ296 во всей
Православной Церкви отказался подписать акт унии, потому что это предполагало
принятие целого ряда догматических, вероучительных положений, которые были
неправославны. И когда ему было поставлено это на вид, когда ему братия
сказали: «Ты понимаешь, что остался в одиночестве?»— он ответил: «Да, но
я— православие». И он оказался прав, потому что в течение самого
короткого времени причины, по которым православные участники Флорентийского
собора согласились на унию, переменились, и православие вернулось и к истине, и