Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
с Отцом, соглашается стать смертным и предает Себя смерти по солидарности с
нами. Он, измерив до глубин ужас смерти, как человек, в Своем подлинном
совершенном человечестве обращается к Отцу и умоляет: Мимонеси от Мене чашу,
затем добавляет: Да будет воля Твоя (Мф26:39—44). В этом
принятии Божественной воли человечество Христа проявляет свое совершенство,
свою совершенную гармонию с Живым Богом.
Не можете ли сказать несколько слов о самоубийстве? Как можно переносить,
вернее, любить жизнь? Разве смерть— не самое желанное, что может
произойти?
Христианское отношение к самоубийству, радикальное отвержение самоубийства
как попытки вырваться из жизни, которую мы находим невыносимо тяжелой,
основывается, думаю, на чувстве, что покончить с собой означает отрицать
возможность иного будущего, отвергать надежду. И я не говорю о какой-то далекой
надежде, а о конкретной надежде в настоящем. Самоубийство означает также
отвержение глубокой веры, то есть полного доверия к Богу. С одной стороны, мы
проявляем недоверие к Богу, мы бросаем Ему в лицо, что наши страдания,
обстоятельства нашей жизни, толкающие нас на самоубийство,— акт безумия с
Его стороны и что это безумие мы беремся исправить собственными силами. С
другой стороны, мы утверждаем, что нет надежды, нет будущего, что от Бога ждать
нечего. Мне кажется, духовная проблема самоубийства в этом. Конечно, в ситуации
отчаяния, толкающей нас покончить с собой, смерть представляется нам самым
желанным и простым решением.
Но это близорукость. Разумеется, если вечной жизни не существует, смерть
может показаться самым простым и самым быстрым решением, хотя самоубийца редко
думает о тех, кого покидает и кому придется столкнуться с ужасом этой
насильственной, вольно избранной смерти, которая осуждает их. Я видел
сколько-то самоубийств: всякий раз целый круг людей рассматривает это
самоубийство как свое осуждение: они проглядели трагедию, не сумели с ней