Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
отвержение глубокой веры, то есть полного доверия к Богу. С одной стороны, мы
проявляем недоверие к Богу, мы бросаем Ему в лицо, что наши страдания,
обстоятельства нашей жизни, толкающие нас на самоубийство,— акт безумия с
Его стороны и что это безумие мы беремся исправить собственными силами. С
другой стороны, мы утверждаем, что нет надежды, нет будущего, что от Бога ждать
нечего. Мне кажется, духовная проблема самоубийства в этом. Конечно, в ситуации
отчаяния, толкающей нас покончить с собой, смерть представляется нам самым
желанным и простым решением.
Но это близорукость. Разумеется, если вечной жизни не существует, смерть
может показаться самым простым и самым быстрым решением, хотя самоубийца редко
думает о тех, кого покидает и кому придется столкнуться с ужасом этой
насильственной, вольно избранной смерти, которая осуждает их. Я видел
сколько-то самоубийств: всякий раз целый круг людей рассматривает это
самоубийство как свое осуждение: они проглядели трагедию, не сумели с ней
справиться.
Как переносить жизнь? Думаю, когда у нас нет жизненного порыва, когда под
внешним давлением или от охватившей нас внутренней тоски мы не в состоянии
любить жизнь,— единственное, что можно сделать, это жить из послушания.
«Послушание» не означает положение раба, который покоряется, послушание—
отношение того, кто признает Божественную премудрость и соглашается действовать
и поступать не понимая, жить, принимая за критерий жизни, деятельности, бытия,
волю иную, нежели собственную: волю Божию. «Слушаться» в первую очередь
означает «слушать», прислушиваться: начинается это с признания, что пути
Божии— не наши пути, и Его мысли— не наши мысли. Если бы послушание
было только «рабством», оно лишь усугубило бы наше отчаяние: мы все больше
ощущали бы себя пленниками, погрузились бы в безнадежность. Но если мы
осознаем, что Тот, к Кому мы прислушиваемся,— Живой Бог, что мы
принуждаем себя исполнять непонятную нам волю Бога Живого, то постепенно через