Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
справиться.
Как переносить жизнь? Думаю, когда у нас нет жизненного порыва, когда под
внешним давлением или от охватившей нас внутренней тоски мы не в состоянии
любить жизнь,— единственное, что можно сделать, это жить из послушания.
«Послушание» не означает положение раба, который покоряется, послушание—
отношение того, кто признает Божественную премудрость и соглашается действовать
и поступать не понимая, жить, принимая за критерий жизни, деятельности, бытия,
волю иную, нежели собственную: волю Божию. «Слушаться» в первую очередь
означает «слушать», прислушиваться: начинается это с признания, что пути
Божии— не наши пути, и Его мысли— не наши мысли. Если бы послушание
было только «рабством», оно лишь усугубило бы наше отчаяние: мы все больше
ощущали бы себя пленниками, погрузились бы в безнадежность. Но если мы
осознаем, что Тот, к Кому мы прислушиваемся,— Живой Бог, что мы
принуждаем себя исполнять непонятную нам волю Бога Живого, то постепенно через
это послушание мы начинаем прозревать замысел Божий, Его
мудрость, Его пути и тогда-то примем их уже менее тяжелым сердцем, затем даже с
возрастающей радостью— и, наконец, войдем в полноту жизни.
В период, когда послушание выполняется без всякого воодушевления, я думаю,
можно жить так, как это излагает Диккенс. В начале приключений мистера Пиквика
он описывает, как его герой нанимает фиакр, и так как этот человек полон
интереса ко всему, что никакого интереса не представляет, он задает своему
вознице бесконечные вопросы и, между прочим, спрашивает: каким образом такая
худая, жалкая лошаденка может везти такой тяжелый фиакр? И кучер отвечает: «Ах,
сударь, дело не в лошади, а в колесах! Видите ли, колеса-то огромные, хорошо
смазанные. Стоит лошади тронуться, как колеса начинают вращаться, что же
остается лошади? Ей приходится бежать, спасая свою жизнь». Так вот, в моменты
отчаяния, когда не хочется тянуть свою ношу, можно жить по этому образу: надо
отдавать себе отчет, что повозка все равно висит на нас и что необходимо