Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
письменности. У преподобного Симеона Нового Богослова, например, мы почти не
находим прямых заимствований из предшествующих Отцов, зато находим множество
аллюзий на творения Григория Богослова, реминисценций и отголосков мыслей
других авторов, отдельные выражения из литургических текстов. Так же, как и для
прочих Отцов, для преподобного Симеона православное Предание было той стихией,
в которой он жил, тем воздухом, которым он дышал, и потому для него не было
необходимости постоянно цитировать других Отцов, ссылаться на авторитеты
древности. Он вообще считал, что тому, кто живет в Боге, нет нужды
читать о Боге. «Тот, кто сознательно приобрел в себе Бога, дающего людям
знание… собрал весь плод пользы от чтения, и более уже не будет нуждаться в
чтении книг…— говорил преподобный Симеон.— Обладающий как
собеседником Тем, Кто вдохновил написавших Божественные Писания и посвящаемый
Им в тайны сокровенных таинств, он сам станет для других богодухновенной
книгой, содержащей новые и ветхие таинства, написанные в ней перстом Божиим»6.
В этих словах вовсе не отрицается необходимость чтения Писания и творений
Отцов. Преподобный Симеон лишь подчеркивает, что напитаться духом христианского
Предания гораздо важнее, чем начитаться богословских книг. О том же говорил и
преподобный Силуан Афонский, когда утверждал, что, если бы даже все книги
древних аскетических авторов были утрачены, афонские монахи могли бы написать
новые, и в них содержалось бы то же самое учение. Речь идет о преемстве
духовного опыта, который переходит от Отцов древней Церкви к современным Отцам.
По сути это тот же самый опыт, только выражается он по-иному.
Богословие митрополита Антония в высшей степени современно и в то же время
глубочайшим образом укоренено в святоотеческой традиции. Его язык—
простой, яркий, емкий— доступен всякому читающему, но говорит он при этом
о самых сложных и существенных вопросах человеческого бытия. Центральной его
темой является встреча человека с Богом. Это глубоко личная тема для Владыки
Антония: его путь к Богу начался с того, что в возрасте четырнадцати лет он