Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
исказить наше истинное состояние данного момента. И еще очень важно научиться
употреблять эти молитвы, чтобы пробуждать задремавшую душу, вернуть ее к жизни.
Потому что слово Божие животворит. На периоды упадка можно посоветовать две
вещи. Первое— начать с чтения Священного Писания. Когда душа тусклая,
жизнь как будто погасла, можно тем не менее сеять слово, и возможно, душа наша
более, чем нам казалось, готова принять его, отозваться и принести плод. И
здесь надо выбрать среди текстов Священного Писания те, которые нас обычно
трогают, над которыми мы много размышляли, на которые душа наша отзывалась
живо, которые связаны с нашей внутренней жизнью, которые проникли в нее, как те
три меры дрожжей, какие женщина бросает в тесто, чтобы оно поднялось
(Мф13:33). В периоды, когда в душе темно, надо перечитывать, снова
продумывать такие места, надо, опираясь на них, возносить молитву, быть может,
и холодную, как будто безжизненную, но которая правдива. Кстати, так поступать
можно не только в периоды трудничества. Священное Писание— это слово, с
которым Бог обращается к нам, начать с него и отозваться бывает очень
плодотворно для внутренней жизни, но в моменты упадка душевных сил поступать
так тем более оправданно, что слово Божие сильно и действенно, это творческое
слово, оно звучит и проникает глубже, чем в доступные, поверхностные слои души,
оно потрясает самые ее глубины, потому что слово Божие— жизнь и может вернуть
нам жизнь присущей ему силой, потому что это слово Самого Бога, Который
обращается к нашей душе.
Если мы пользуемся молитвами, сложенными святыми (как я уже сказал, у нас
должен быть некоторый их запас), готовыми выручить нас, главное затруднение, с
которым мы столкнемся в эти моменты внутренней мертвости, в том, что мы не
знаем, куда обратиться. Куда направить молитву: Бог как будто отсутствует, небо
пусто, и нам кажется, что наш крик отчаяния никто не слышит. Вспомните строки
Верхарна:
Ночь в небо зимнее свою возносит чашу.