Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

если надо, фразу или часть ее раз, и два, и три, пытаясь соединить ее с тем,

что еще живо в нас, чтобы разжечь пламя, тлеющее под пеплом. Надо попытаться не

напрягать свою волю, а, напротив, дать ей расслабиться, успокоиться. Потому что

покой— также один из элементов подвига: способность расслабиться и стать

гибким, отдаться не пассивно, а доверчиво и слушать всем умом, отзываться без

напряжения теми силами, что еще живы в нашем сердце, на слова, ставшие

привычными: эти глубокие слова в свое время родились среди пустыни в сердцах

подвижников молитвы, которые жили в Боге. Если мы в простоте, без напряжения,

не прилагая новой усталости к той, что уже давит нас, не добавляя нового усилия

к тому, что нас уже гнетет, будем слушать эти слова, повторять их, стараться до

конца насытиться ими, найти в них смысл, вкус, то часто после какого-то (может

быть, и продолжительного) времени эти слова вернут жизнь сначала нашему сердцу,

потом и воле, вернут нам способность подняться и действовать той высшей активностью,

какой является молитва.

В таком случае наше тело, которое усталостью, расслабленностью или отказом

участвовать в порывах души так часто бывает нам помехой в нашей внутренней

жизни, сможет оказать нам огромную помощь. Это тело, которое есть частица тела

Христова, которое тинственно питается Святыми Дарами, может вернуть

жизнь нашей душе. Ведь тело участвует во всех событиях внутренней жизни. Явно

или неприметным образом оно участвует в каждом движении души, будь то чувство,

отвлеченная мысль, сознательное действие или даже сверхчувственный опыт. Тело

отзывается двояким образом: оно участвует в усилии человека обрести внимание и

приспосабливается к предмету внимания. Этот двойственный процесс протекает не

случайно, в нем участвуют различные части тела в соответствии с предметом

внимания, и тот же предмет, в зависимости от того, переживается ли он в мысли

или в чувстве, побуждает ли к действию или остается бездейственным, в

зависимости от большей или меньшей степени аскетической чистоты, затрагивает

различные центры сосредоточения внимания. Тема «прокладывает себе путь». Только