Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
более богатое общением с Богом, чем какое бы то ни было его выражение.
Безмолвие Бога в ответ на молитву может быть недолгим, но может показаться нам
и окончательным. Молчание, которым Христос встретил мольбы хананеянки
(Мф15:22—28) и которое заставило ее собрать всю веру, всю надежду, всю
человеческую любовь, какая у нее была, и принести ее Богу, чтобы и вне
избранного народа смогли осуществиться условия Царствия. Такое молчание,
вызывающее ответ, безмолвие, благодаря которому человек вырастает в полную свою
меру, будь оно преходящим или долговременным, в зависимости от наших сил и
нашей верности, приводит нас к более глубоким, более богатым отношениям с
Богом, чем легкая встреча. Но порой молчание кажется окончательным и потому
ужасным. Вспомните строки Альфреда де Виньи:
О, если правда то, что в ночь пред страшной
тайной
Сын человеческий те произнес слова,
И что, презрев наш мир, как выкидыш случайный,
Слепа, глуха, нема над нами синева,—
Путь справедливости: презрительным сознаньем
Принять отсутствие и отвечать молчаньем
На вечное молчанье Божества315.
Не такое ли впечатление многие христиане выносят из чтения трагического
отрывка— рассказа о Гефсиманском саде? Это молчание ставит перед нами и
проблему, которая требует разрешения, проблему молитв, оставшихся без ответа.
Читая Евангелие, мы видим, что из всех молитв, обращенных к Богу, осталась без
ответа единственно Христова молитва Отцу в Гефсиманском борении
(Мк14:32—42). Очень важно осознать это, потому что слишком часто мы
пытаемся истолковать молчание Бога человеческим недостоинством или Божиим
бессилием. Пытаясь оправдать Бога, мы говорим: моя вера, наша вера
недостаточна, чтобы Бог отозвался на нее чудом. Когда наша вера колеблется, мы
говорим: может быть, Бог не мог ответить по бессилию или по безразличию. То,
что молитва Самого Христа осталась безответной, исключает такие объяснения.
Вера Христа, Сына Божия, была совершенна и полна, любовь Божия ко Христу—
вне сомнений: не свидетельствует ли Он Сам, что и в этот час Отец мог послать
Ему на помощь двенадцать легионов ангелов? (Мф26:53). Он оставлен, потому
что Бог предусмотрел для нас нечто лучшее— ценой Его жизни.
Из евангельского контекста безответной молитвы ясно, что молитва бывает