Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
говорим: может быть, Бог не мог ответить по бессилию или по безразличию. То,
что молитва Самого Христа осталась безответной, исключает такие объяснения.
Вера Христа, Сына Божия, была совершенна и полна, любовь Божия ко Христу—
вне сомнений: не свидетельствует ли Он Сам, что и в этот час Отец мог послать
Ему на помощь двенадцать легионов ангелов? (Мф26:53). Он оставлен, потому
что Бог предусмотрел для нас нечто лучшее— ценой Его жизни.
Из евангельского контекста безответной молитвы ясно, что молитва бывает
бесплодна, когда не подкреплена верой. Вспомните место в Евангелии, где
говорится, что Христос не смог совершить никакого чуда в Назарете, потому что
не нашел там веры (напр., Мф13:58). Как только есть вера, налицо—
условие чуда, то есть присутствия Царства Божия, пришедшего в силе. И в ответ
на наши молитвы Христос помогает нам, спасает нас, не вторгаясь, а поступая со
властью, просто потому что Он— Хозяин в Своем Царстве. Но когда наша вера
глубоко укоренена в Нем, когда мы способны разделить с Ним Его заботу о мире,
тогда мы разделяем одиночество Христа перед лицом безмолвия Божия. Очень важно
осознать, что порой либо молчание Бога вызывает к действию все дремлющие силы
нашей души, либо Бог взвесил наши силы и дает нам участвовать в искупительном
деле Христовом.
Молчание Бога, отсутствие Бога, но также молчание и отсутствие человека.
Встреча бывает глубока, достигает совершенства, лишь когда оба ее участника
способны пребыть вместе в безмолвии. Пока для поддержания контакта требуется
поток слов, движений, пока, чтобы не потерять друг друга из виду, требуются
словесные выражения, мы можем с грустной уверенностью сказать, что наши
отношения еще не достигли искомой близости и глубины. Нам всем знаком опыт
безмолвия, которое сходит на нас, окутывает и соединяет с тем, с кем мы находимся
в данный момент. Молчание, которое пронизывает душу до глубин, открывает в душе
еще неведомые глубины. Молчание требовательное, бездонное, внутреннее, которое
приводит нас к встрече с Богом и в Нем с нашим ближним.