Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

сущность— как нашего видимого ближнего, так и Незримого нашего Ближнего.

Это приводит нас к последнему в исследовании этой встречи: встреча среди

человеческого сообщества. Человеческое сообщество предстает нам в двух очень

различных аспектах. С одной стороны, это секулярное общество, весь окружающий нас

мир людей, неотъемлемой частью которого являемся и мы, с другой стороны—

церковное общество, к которому мы тоже принадлежим. В светском обществе

присутствие христианина должно быть присутствием Христа. Это предполагает

полную самоотдачу. Основоположный акт домостроительства спасения—

воплощение Слова Божия: действие, которым трансцендентный и свободный Бог

становится одним из нас, солидаризируется с нами навсегда, навеки. Таков должен

быть и христианин. Разве Христос не сказал: как Меня послал Отец, так и Я

вас посылаю, и добавил: как овец среди волков (Ин20:21;

Мф10:16). Он сказал нам, что мы должны быть в мире, но не от мира

(Ин17:14—16). Это обязывает нас идти навстречу миру в его полноте,

встречать каждого члена человеческого сообщества лично, но по-своему: перед

лицом Божиим, в Боге, и оценивать все по-новому, по примеру Бога, Который

пришел не судить мир, но спасти мир, Бога, Который так возлюбил мир, что отдал

Сына Своего Единородного для спасения мира. В Евангелии, при встрече Бога с

человеком происходит полная переоценка ценностей и суждений. Это не значит, что

добро и зло потеряли свое значение, но зло открывается нам как рана, как

болезнь, которая постигла нашего ближнего, нас самих. Мы можем ненавидеть зло,

без памяти любя ближнего, любя его ценой собственной жизни или смерти. Епископ,

пострадавший в России, сказал, что для христианина умереть мучеником—

преимущество, потому что только мученик сможет в день Суда встать перед Богом в

защиту своих преследователей и сказать: «Господи, в Твое имя и по Твоему

примеру я их простил. Тебе больше нечего взыскать с них». Такая переоценка

обусловлена таинством Креста, тем, что невинный погиб за виновного. На Голгофе

мы видим три креста: двух разбойников и воплощенного Сына Божия. Разбойник,